Это слайдовая версия фотоотчёта о путешествии меня, Ильи Зверева, на стройку железной дороги от Лосева к Каменногорску. Теперь можно увидеть изменения от года к году. Длинные вступления смотрите в отчётах от 2013 и 2014 годов.
Страницы листаются кнопками влево-вправо на клавиатуре, либо щелчками по соответствующим ссылкам вверху и внизу текста. Все фотографии кликом открываются в большом размере. На верхней карте пунктиром обозначена трасса железной дороги, на нижней чёрная линия — GPS-трек поездки. Репортаж сделан специально для форума «Проектов Петербурга»: на нём вы найдёте проекты трассы от 2007 года и фотографии, начиная с 2008 года, когда только начинали вырубать лес.
Все фотографии опубликованы под лицензией CC-BY.
Готовый путепровод через шоссе А129: A — вид с дороги, B — в сторону Соснова, C — в сторону Лосева. Обратите внимание, что новый путь заметно выше старого.
Есть подъезды с запада и востока от переезда, лучше заезжать с запада: там дорога идёт до самого здания станции. Над путепроводом работ не ведётся.
Второй путь почти доведён до путепровода, третий (на нём стоял локомотив) обрывается у здания. Построены все платформы. Близко к станции я не подходил, к сожалению.
Вид на станцию с другого ракурса:
Я планировал запустить над мостом в Лосево шар с гелием и заснять стройку с высоты. Увы, в баллоне, который мне дали в аренду, оказалось значительно меньше газа, чем было обещано. Поэтому ограничусь панорамой. Все фотографии, разумеется, уменьшены и пожаты, но если хочется эту панораму в исходном размере, то она здесь (весит полтора мегабайта).
Рабочие копошились в синей штуке, но видно, что активна вся стройка. По Вуоксе сплавляются рафтеры, много спортсменов сидит под мостом — по сути, в зоне строительства, куда проход ограничен. Никто их не гоняет.
Для начала — места, куда можно подъехать по асфальту. В частности, пересечение ж/д с А-129. В сторону Лосева идёт просека с грязью, больше ничего нет. Забор снизу принадлежит дому, который стоит прямо за левой граничей кадра. Полагаю, с его владельцем идут тяжёлые переговоры о переезде.
С другой стороны, к Каменногорску, вырублена просека, по которой проложена дорога. Никакого строительства, стоит одинокий экскаватор.
Из бетона замечена какая-то небольшая конструкция с юго-западной стороны.
Панорама строительства (очень активного) интересна так же тем, что под пролётом видна полностью готовая выемка для железной дороги.
По другую сторону организована дорога, лежат какие-то детали и много песка.
Стоило остановиться рядом с въездом на стройку, как выбежал рабочий и предупредил, что сейчас меня завалит камнями с ожидаемых грузовиков. Заодно посетовал, что из-за железной дороги вырубают много красивого леса (поинтересовавшись, не из экологов ли я). И показал точку, откуда вид на стройку лучше всего.
Строительство, судя по всему, только начинается (хотя уже есть несколько опор). Просека не дошла несколько сотен метров до моста, как можно заметить. С запада строительству мешает какой-то туристический комплекс, и по виду, даже не думает съезжать.
Я подумал, что это всё, и поехал по дороге дальше — и сразу за этим комплексом, в ста метрах от моста, направо уходит грунтовка, откуда открылся потрясающий вид на продолжение просеки и строительство железной дороги.
Совсем забыл процитировать информационные щиты у строек. Наименование объекта везде одно: «строительство новой линии Лосево - Каменногорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направлении Ручьи - Петяярви - Каменогорск - Выборг» (да, буква в букву со щита у А129, и дальше опечатка кочует по другим). Генеральный подрядчик — ЗАО «Стройпутьинвест», решение (?) на строительство № RU47-0201-MPP, начали в мае 2011 года.
На следующей точке, где по дороге легковушка ещё может проехать, но не без нервов, всё как-то запущено. Просека обрывается в ста метрах от дороги в обе стороны, из строительства — только бетонные плиты на земле. Мужик из «нивы» сказал, что планируется путепровод. Похоже, они решили полностью избежать пересечений даже с грунтовыми дорогами в одном уровне.
Дорога от Мельниково мимо Балаханово к Вуоксе и Новой Деревне хорошо накатана и, конечно, пересекает будущую трассу ж/д. На восток (A) и запад (B) протянулась широкая просека.
Следов техники или людей не заметил, вот только... Зум побольше, и назначение построек вдалеке не стало понятнее.
По странному помутнению разумы мы решили свернуть с накатанной дороги направо, в сторону построек. Прыгая из лужи в лужу, мы скоро добрались до въезда на стройплощадку «тяговой подстанции 29 км новой линии Лосево - Каменногорск <...> 2 этап, входящего в состав комплексного инвестиционного проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки». Подрядчик — ООО «Монтажспецстрой Санкт-Петербург».
Далее мы надеялись проехать по грунтовке вдоль (и через) просеки, и некоторое время мы ехали довольно весело. Узнали, что наш джип — настоящий корабль. Но вскоре, на полпути до урочища Джатиево, дорогу преградила знатная промоина. Вздохнули, и поехали в объезд через Мельниково и Михалёво.
В урочище Лазурное мы решили съездить в Озерское, жители которого намедни возмущались, что железная дорога проходит слишком близко. И повернули не туда. Помимо уже ставших привычными многочисленных фундаментов финских построек мы, внезапно, нашли вертолётную площадку ФСБ (как гласит табличка) — примерно тут. Рядом, вроде, никаких режимных объектов — да даже жилых домов. Странно.
Ничего примечательного: к юго-востоку от дороги уже начали заливать бетоном опоры, на запад уходит просека и лежат несколько пролётных балок (hugin сглючил, поэтому оставил полпанорамы).
Проехали чуть дальше, за холм, а там просеки как таковой уже нет: есть поле в низине, а на нём грязные чёрные следы гусениц.
На снимке яндекса справа от дороги на Озерское нарисовано поле, но на деле там разлилась река Копанка так, что вода почти подходила к дороге. Полагаю, это стало причиной, почему мы встретили неожиданный информационный щит и просеку непонятного назначения, уходящую от дороги на восток.
Пройдя по ней с сотню метров, я обнаружил застывшую стройку и обрывающуюся просеку от железной дороги. По просеке идут то ли подушки для путей, то ли укреплённые проезды для автомобилей (вид в ту сторону от Озерского был, скорее, в пользу автодороги). После изучения снимков и карт стало похоже, что там готовится железнодорожный мост через Копанку.
Главной целью поездки в Озерское была, конечно, финская кирха (вот она спереди и сзади). Но стоит немного отъехать на восток — и тебя встречают аж два информационных щита: обычное «Строительство железнодорожных путей, земляного полотна и притрассовой автодороги на участке ПК 368 - ПК 405» и новое «Строительство железнодорожной станции Озерское и ДПРКС (ПК 368 - ПК 386)». Срок работ — с 15 июня 2011 по 31 декабря 2012 года.
За щитами огромное количество всего. Лучшим способом, пожалуй, будет выдать панораму на 270 градусов. Обращает на себя внимание глубокий котлован, огороженный столбиками и ленточками. В нём течёт ручей, дважды забранный в трубу (см. мост за машиной).
Вдали на юге насыпаны кучи песка и стоит много техники: чтобы разглядеть, пришлось снова вытягивать зум.
Станция будет находиться метрах в двухстах от домов, и их жителей можно понять: до прихода железнодорожников у них был спокойный посёлок финского типа, даже без заборов, с огромными пространствами и приятным сосновым лесом. Теперь, с появлением станции, жизнь и поведение радикально поменяются: население увеличится многократно, придётся строить заборы, замыкаться в своих семьях и знакомых. Печально — очень приятный был посёлок.
Стало вечереть, и фотографировать всё сложнее. Второе пересечение железной дороги и трассы Красный Сокол — Озёрское выглядит оживлённее: с юга явно что-то взрывают. Щит: «Строительство железнодорожного путепровода на км 46 ПК 443». К северу — привычная просека.
Сняли, поехали дальше, и за поворотом остановились: обнаружилась стройплощадка ещё одной тяговой подстанции.
На границе посёлка Красный Сокол мы обнаружили склад с кучей рельсошпальных решёток. На входе стоял замечательный паровозик, на заборе плакат: «Строительное управление №308». Охранник подтвердил, что склад имеет отношение к строительству ж/д: это перевалочный пункт, материалы от железнодорожной станции везут сюда, а затем уже отсюда развозят по участкам.
На полпути к Боровинке грейдер внезапно стал идеален. Мы проехали в сторону огней, которые явно были причиной улучшения покрытия, и наткнулись на гравийный карьер. Прямо перед въездом организовано автобусное кольцо. Тамошний охранник сказал, что к строительству железной дороги они отношения не имеют.
Уже затемно мы остановились у предпоследнего пересечения трассы ж/д и автодороги. Небольшая база строителей на востоке явно не заброшена (извините за ночные снимки).
Вид просеки к востоку и западу от дороги как бы говорил: здесь взрывают. Карельские скалы, да. На информационном щите ни слова про путепровод, только строительство путей (ПК 507 - ПК 522) до 31 декабря 2012 года.
Последнее пересечение должно было быть где-то на дороге из Боровинки в Остров, но мы его не нашли, хотя смотрели по сторонам очень внимательно. Сплошной лес и нетронутые поля. Странно, учитывая, что на снимке Bing (как в этой теме недавно заметили) идёт какая-то стройка. Полагаю, нужно будет как-нибудь проверить то место ещё раз, днём.