Лосево — Каменногорск весной 2013 года

В конце 2007 года запустили проект двухпутной электрифицированной железнодорожной ветки Лосево — Каменногорск. Также в проект входит второй путь от Сосново до Лосево, второй путь и электрификация ветки Каменногорск — Выборг. Это самый крупный железнодорожный проект в радиусе 500 километров от Санкт-Петербурга, и повышенное внимание к нему неудивительно.

Год назад я, Илья Зверев, проехал от Лосево вдоль ветки, сфотографировав ход строительства. 18 мая я вновь объехал стройку, на этот раз продлив маршрут, чтобы посмотреть на строительство второго пути от Каменногорска. Результатом стали 72 фотографии из 22 точек. Справа эти точки отмечены на карте: щёлкнув на любую из них, вы перейдёте на соответствующую страницу.

Страницы листаются кнопками влево-вправо на клавиатуре, либо щелчками по соответствующим ссылкам вверху и внизу текста. Все фотографии кликом открываются в большом размере. На верхней карте пунктиром обозначена трасса железной дороги, на нижней чёрная линия — GPS-трек поездки. Репортаж сделан специально для форума «Проектов Петербурга» и не размещён там исключительно из-за своего объёма.

Все фотографии опубликованы под лицензией CC-BY.

2012
2014

Варшко

На остановочном пункте Варшко (нынче — станции «Лосево-1») — без изменений. Автомобильный виадук нетронут, песчаная подушка для новой трассы Приозерского шоссе понемногу покрывается травой. Второй и третий пути приросли сотней метров.

2012
2014

Мост через Вуоксу

Северная часть растёт на глазах: сравните с фотографиями от апреля и 9 мая. Проезд под железной дорогой зарыт:

Подъезд к станции подвинули, теперь нужно проходить под высокой стеной.

С другой стороны подъезда стоит жилой дом. За ним возводят ещё один фрагмент моста. По клике на уменьшенную картинку откроется другая фотография, вблизи структуры:

Со стороны станции «Лосево» она выглядит так:

Для заезда на будущий путепровод через пути [старое] Приозерское шоссе пойдёт по большой дуге. Её уже начали отсыпать, вот фотографии начала и середины, со стороны моста:

2012
2014

Пересечение с Приозерским шоссе

На востоке от шоссе за год ничего не изменилось (только зазеленело), на западе поставили путепровод (он не кривой, это панорама странно склеилась):

Если присмотреться, мост упирается в зелёный дом. Надеюсь, он не станет проблемой.

На этой странице видны два тренда, заметных вдоль всей трассы железной дороги: установлен путепровод, расставлены опоры контактного провода по бокам песочной подушки. В прошлом году здесь подушка и основания для опор уже были, так что темпы так себе. Я надеялся увидеть уже готовые пути.

2012
2014

Шоссе на Ромашки

Виадук стоит, к нему с двух сторон подведены песочные насыпи — и всё. Никакой строительной техники, в обе стороны уходит основа для путей.

Заметив следы автомобилей на песке, я подумал: «Ну а что нам?» — и свернул с дороги. Проехав полкилометра, увидел повысившуюся рыхлость и доски, недвусмысленно намекавшие на проблемы предыдущего водителя, и остановился. Впереди виднелся мост; на карте там какой-то ручей без названия (а на космоснимке его и не найти).

2014

За скотобазой

В Ромашках свернул на условно асфальтированную дорогу направо, в сторону будущей станции. Обогнув скотобазу по грунтовке, остановился перед мостом. Вот вид с него на восток (к Лосево) и сам будущий путепровод:

В метрах трёхстах к западу были сложены рельсошпальные решётки, а за ними начиналась традиционная подушка со столбами электрификации.

2012
2014

Мост через Вуоксу — 2

По пути дорога, огибая заливчик, подходит вплотную к пути, и затем отдаляется, чтобы встретиться затем уже у рукава Вуоксы.

На восток — песок и опоры, на запад — мост, песок и опоры.

Мост хороший, широкий, с плечами и карманами для пешеходов. С него открывается хороший вид на автомобильный мост и подъехавшие грузовики с камнями, которыми меня пугали в прошлый раз. Они, почему-то, заезжали к насыпи по одному и задом.

2014

Мешающие дома базы отдыха куда-то дели, на их месте — насыпь. Проехав по дороге совсем немного, увидел раскатанный в грязь поворот направо. Там, очевидно, будет новый проезд к базе и жилым домам:

Виденные мной в прошлом году залежи рельсошпальных решёток уложили, превратив в станцию... Чёрт его знает, что это за станция: по этой трассировке не узнаю. Наверное, Дружное.

Вдоль северной стороны идёт укатанная гравийная дорога. Не стал туда соваться, чтобы не мешать грузовикам. Да и оканчиваться иначе, чем тупиком, она не может.

2012
2014

Где в прошлый раз я нашёл несколько бетонных плит, ныне стоит путепровод. В лесу. Без начала и конца, даже деревья с торцов не вырублены.

С другой стороны ничего не поменялось:

2012
2014

Дорога Мельниково — Барышево

Ничего не поменялось и с западной стороны этой лесной дороги:

А вот с восточной поставили путепровод, насыпали песка и сделали ж/д подушку далеко в лес.

Строители мыслят масштабно:

Вдоль стройки

В прошлый раз я свернул в сторону Озерского (кстати, без «ё» и с ударением на вторую «о») и через пару километров был вынужден развернуться. Поехал туда и в этот раз. Изменения меня удивили. Дорога теперь проходима и на паркетнике (не скажу за легковушки).

Вдоль всей трассы ж/д примерно от второй Вуоксы до Каменногорска на некотором отдалении строят ЛЭП. Опоры расставлены почти везде: массивные, на шесть кабелей. Сразу после поворота матерящиеся монтажники заканчивали одну из них.

Быстро миновав подстанцию (от прошлогодней отличающуюся только достроенным красным домом), следуя накатанной дороге, внезапно вывернул на песчаную подушку для путей.

Оживлённое встречное движение напомнило об обеденном времени. Перекус отложил до Озерского, а пока наслаждался отличной дорогой. Через несколько километров она свернула с подушки и пошла рядом, ещё шире прежней.

Ещё несколько километров — на песке появились опоры, затем и гравий.

А затем — лагерь строителей.

Сразу за ним до самого Озерского были уложены рельсы.

2012
2014

Станция Озерское

Пара перемычек перед станцией, и разветвление на пять путей.

С юго-западной стороны всё готово к постройке здания станции. Только фундамента не видно.

На противоположном конце всё симметрично:

Грунтовка из Озерского пройдёт под путями почти сразу за западной горловиной станции. Удивительно, какие конструкции возводят ради грунтовок — вот только проколов для диких животных не встретил ни одного. На всём протяжении пути будут огорожены сеткой.

Как и в прошлый раз, панорама: от направления на Лосево через леса на кромке Озерского до направления на Каменногорск.

2012

Тут же увидел машину-экскаватор, которой укладывают рельсы:

«Неожиданная отворотка» перед Озерским, которой я удивился в прошлый раз, знаменует конец уложенного полотна. Здесь пора выбираться на дорогу.

Дальше у строителей задача: провести железную дорогу прямо по болоту, в которое на равнине превратилось слияние двух речек. Подозреваю, над этим местом шли самые ожесточённые споры с экологами. Может, сделают полукилометровую эстакаду?.. Строители копошатся в лесу, их непросто заметить.

2012
2014

Дорога на Озерское

На подъезде к стройке чувствуется масштаб. Это не над железной дорогой копаются: вместе с путепроводом над путями нам сделают около полутора километров отличной дороги, взамен разбитой строительной техникой гравийки.

Параллельно самосвалы один за другим возят камни с будущего полотна ж/д. Всё очень бодро, никто не отдыхает.

2012
2014

Следующий путепровод, железнодорожный на этот раз, одиноко стоит среди ничего. За год, кроме него, никаких изменений.

Подстанцию к северу от дороги мы уже видели.

2012

В строительном управлении №308, перевалочном пункте для рельсошпальных решёток, пустовато. Паровозик спёрли.

2012
2014

Красный Сокол — Боровинка

Что-то насыпали к востоку от дороги, основательно разработали породу на западе.

Очень много камней выгрызли. Грузовики постоянно снуют туда-сюда, везя в одну сторону песок, в другую — камни. Я зачем-то полез на гору (грунтовка слева видна), и там дальше технологическая дорога проглядывается до самого шоссе. Но в самом конце рабочие будки, и вообще, не стоило. Хорошо, клиренс позволил развернуться.

2014

Последний путепровод

С одной стороны — полторы опоры, с другой — нетронутые кусты, и топографы с теодолитами что-то обсуждают.

Нашёл грунтовку, которая теоретически должна вести к месту примыкания новой ветки к существующей. Что там будет — непонятно: простое пересечение, путепровод? Решил туда не соваться, поскольку чуть дальше грунтовка загадочно размыта, а время близилось к вечеру.

Каменногорск

Ни разу не был в Каменногорске, поэтому решительно схватился за повод съездить. Красивый, будто прибрежный город с отличным асфальтом, детскими площадками, парками. Путепровод через железную дорогу, видимо, трофейный: в одну полосу и мощёный.

Под ним — восемь путей станции, ни один не электрифицирован (вид сначала на восток, затем на запад).

Мост через Вуоксу (третий на маршруте) капитальный и однопутный:

Если присмотреться, справа от острова можно заметить старую опору. Если её и остальные восстановить, то, наверное, можно будет поставить параллельно ещё один такой же мост.

Два переезда

Первое, что замечаешь, проезжая переезд, — старое и новое здания смотрителя:

К западу от города лежит кусочек промзоны, где, видимо. слишком жирно строить путепроводы. Там уже построили вторую ветку и расставили столбы для электрификации. Видимо, провода планируют натянуть везде одновременно. Со стороны Вуоксы в глаза бросается новая сверкающая платформа на изгибе пути.

Дальше грейдер живописно идёт сначала метрах в десяти над железной дорогой, затем ниже неё:

По привычке помахал «электричке» о двух вагонах. Не знаю, какой из путей здесь новый, но кажется, поезда идут уже по нему.

Вид со второго переезда в сторону Возрождения:

2014

Переезд в Возрождении

Было бы очень странно не заменить этот переезд путепроводом, но пока что следов последнего никаких, зато переезд весь из себя новенький, с чистой подстанцией и сияющими платформами рядом. С плиточкой и пешеходными светофорами. Нет, как ни украшай, но путепровод всё равно нужен. Два пути со столбами без проводов уходят на юг, в сторону Гвардейского:

В Гвардейское я в этот раз не заехал, но был там на майских. На станции разобрали все пути, кроме одного, и уложили новую подушку. Через протоку возвели новый небольшой мост. Опоры электрификации от Возрождения доходят как раз до этого мостика. На обоих переездах машины, переваливаясь из ямы в яму, пока минуют только один железнодорожный путь. К югу от посёлка техника копается в глубокой яме то ли нефте-, то ли газопровода.

2014

Пальцево

Здесь очевидно: старый путь отдельно, пара новых — отдельно. Техника деловито копошится у нового моста через реку, дальше на юг уходит отлично утрамбованная подушка из песка и дроблёного камня: двухтонная машина не оставила на ней следа.

Фотографии с путепровода «Скандинавии» делать не стал: начался сезон отпусков, кто-нибудь сделает их и без меня.

В середине путешествия поговорил с прорабом на лесной стройке. Он гордо заявил, что к новому году по железной дороге уже пойдут поезда. Можно ли этому верить? Конечно, большинство путепроводов уже на своих местах, и даже есть многокилометровые отрезки, где уложена пара железнодорожных путей. Работа активна на всём протяжении ветки. Но остались места, где ещё экскаватор не валялся, и самые сложные участки, где нужно пробиваться сквозь камень, едва начаты. Кажется, что шанс есть, но если сравнить с прошлогодними фотографиями, видно, что работы ещё непочатый край. На мой взгляд, самое раннее — следующим летом. Так что через год снова поеду нервировать строителей своим фотоаппаратом.

Спасибо, что прочитали. Это был Илья Зверев, специально для форума «Проектов Петербурга».

Вернуться в начало; отчёт от 2014 года