Страницы листаются кнопками влево-вправо на клавиатуре, либо щелчками по соответствующим ссылкам вверху и внизу текста. Все фотографии кликом открываются в большом размере. На верхней карте пунктиром обозначена трасса железной дороги, на нижней чёрная линия — GPS-трек поездки. Подложка OpenStreetMap обновлена по собранным данным.
Репортаж сделан специально для форума «Проектов Петербурга»; все фотографии опубликованы под лицензией CC-BY.
От Васкелово на север продолжают строить путепровод через ветку ж/д и продолжение новоприозерки, поэтому мы талантливо, в первый день длинных выходных, встали в двухчасовую пробку. До неё и после ехать быстро и приятно, и уже в середине дня подъезжая к Лосеву, мы увидели, что за год многое изменилось.
Из бетонного заброшенного остова путепровод в Варшко добили до состояния «почти готов» — характеристика, которая подойдёт к большинству построек на нашем пути. Полностью сделана песочная подушка по обе стороны, откосы укреплены землёй. С восточной стороны много техники.
Непонятно, зачем расчищать и засыпать песком лес к востоку от шоссе:
Как будто и не стояли бетонные конструкции три года без дела:
Оба пути довели до точки, продолжение после которой потребует разбора переезда. Вдалеке видны расчищенные проезды: за домами будет отворотка к ж/д и проезд вдоль путей, как под путепровод, к станции Лосево-1, так и в сторону Вуоксы.
В прошлый раз не дошёл до этого остановочного пункта. Он оказался коротким.
Традиционная панорама. За год досыпали песка, доделали мост, начали ставить шумозащитные экраны.
Как не раз отмечали на форуме, новый мост значительно выше старого.
С владельцем дома между мостом и будущей станцией так и не договорились.
Вид в сторону моста от будущей станции Лосево (-2?). Видимо, платформа будет опираться на сваи справа («Чау-чау» с форума предполагает, что это основания под шумозащитные экраны).
Полностью отсыпана и укреплена песчаная насыпь до самого Приозерского шоссе:
Увидев начало будущего «нового старого» Приозерского шоссе, мы решили подъехать поближе, и обнаружили въезд. А дальше — заасфальтированное полотно вплоть до самого путепровода (см. трек и обновлённую карту OSM). На объекте нас встретили сторожевая собака и три игривых чёрных щенка.
К западу всё то же, только уложено железнодорожное полотно. На востоке видна готовая подушка для путей. Пока движение не переключено, их не соединить.
После моста автомобильная дорога уходит левее, чтобы соединиться со старым шоссе на пригорке. Отсыпана песчаная насыпь, но тут та же беда, что в Лосево: один домовладелец не готов освободить территорию. «Даже на заднем дворе начал баню строить» — посетовал прораб на мосту. Подъехав, мы поняли, что такой красивый дом и нам бы было жаль оставлять.
Путепровод готов, старая дорога срыта:
В обе стороны уходят пути, на столбы навесили крепления, но пока без проводов.
Сделав снимок на восток на максимальном увеличении, обнаружил какую-то движуху рядом с базой строителей:
Привычными грунтовками объехав животноводческую базу, выехали к готовому ещё в прошлом году мосту для бывшей лесной грунтовки, которую частично одели в асфальт.
На запад уходят пути.
На востоке монтируют станцию (фотография с моста, отмечено примерное расположение станции). Рельсы ещё не выровнены, но это мелочи.
Наконец-то появились вагончики строителей. Поздновато, на мой взгляд. Пути уложены, и даже повешены ЛЭП низкого напряжения.
Ныряем под знакомый путепровод...
И выворачиваем на сервисную дорогу вдоль путей. Цитирую губернатора Ленинградской области:
Мы не видим смысла этого [пассажирского движения] добиваться, поскольку по проекту железная дорога не проходит через крупные населенные пункты – она изначально проектировалась как грузовая. А параллельно ей будет построена новая автомобильная дорога, которая также находится в управлении ОАО «РЖД». И пустить по ней рейсовые автобусы и легковой автотранспорт – было бы куда разумнее. Все эти вопросы должны быть решены уже в этом году, поскольку срок завершения реконструкции железнодорожной ветки – конец 2014-го.
Действительно, пути проходят слишком далеко от населённых пунктов: например, до Ромашек от платформы пихать и пихать, а населению Озерского, нескольким десяткам жителей, такая радость ни к чему. Однако автомобильная дорога, как я заметил ещё в прошлый раз, великолепна: широкая, плотная. Правда, переборщили с песком, отчего в сырую погоду можно завязнуть. В этом году мы объехали по сервисной дороге все неинтересные участки, поэтому теперь есть снимки с недоступных ранее перегонов.
Например, на километр западнее того путепровода рельсовый кран готовился к отъезду, а рабочие с другого крана монтировали держатели для проводов электрификации.
Зияющее ничего в 2012 году, бетонный путепровод в никуда в 2013, оказался почти полностью готовым: каток ровнял укреплённые песчаные насыпи.
Вот эта сервисная дорога, по которой мы ехали:
Именно тут я понял, что заявление «все основные работы по прокладке пути уже завершены» может оказаться верным: если здесь, где год назад было болото и берёзы росли, теперь уложены пути, то готовый связный участок длиннее, чем я ожидал: начинается от Приозерского шоссе, и заканчивается... где?
Пока движение по путепроводу не открыто, на месте старой грунтовки сымпровизировали переезд:
Поехали привычным маршрутом через зажиточное Балаханово, но дорога внезапно оборвалась: вдалеке строят путепровод, второй переезд через пути решили не делать. Странно, что не успели: год назад песка было достаточно.
Не сразу, но догадались вернуться и поискать продолжение сервисной дороги. Снова потолкались с лесовозами, поскакали на кочках, преодолели переезд, и вот она — направо от эпично засыпанного песком перекрёстка с заездом на путепровод.
Пока ехали до моста, начался снег.
Вместо заболоченной грунтовки и тут сделали сервисную дорогу, чуть дальше соединяющуюся с той, по которой я ехал в прошлом году. Пути поворачивают направо перед тяговой подстанцией.
Груда кирпичей превратилась в дома — пока пустые.
За домами на путях обнаружились вагоны знакомой формы. Они возбудили подозрение, что их прикатили по готовым рельсам от самого Каменногорска. Но прошлогоднее состояние западного участка ветки не давало поверить, что там всё готово. Так что, видимо, привезли на машинах и собрали.
Грунтовка уходит под путепровод. Туда же убран ручей.
Традиционная панорама: вид на восток, Озерское, запад, и на север, куда уходит грунтовка. Там стоят два жилых дома.
Где в прошлом году стройка обрывалась перед непроходимым болотом, нынче уложены пути с опорами электрификации. Прямые — на максимальном увеличении виден вагон под путепроводом со следующей страницы, почти в трёх километрах. Ближе — мост через Копанку. Все грунтовки на этом перегоне разорваны.
Всю дорогу нам встречалась то сгоревшая строительная техника, то просто вычищенная от запчастей. Этот мост по дороге из Озерского почти готов, хотя опять же, странно, что не успели: год назад уже активно сыпали песок.
Хотя тут осталось только положить асфальт:
Как и раньше, тут организовали переезд, только понадёжнее: дорога общего пользования, всё-таки. Рельсоукладчик грустит: тут для него работы нет.
Дорогу выровняют:
Старый проезд перерыт, теперь нужно проезжать под путепроводом. Пути уложены на запад и на восток.
Показалось, что вот он — конец рельсового участка, но нет, это лишь второй слой щебня.
За тяговой подстанцией направо уходит сервисная дорога — поехали по ней. Нашли ещё два хоппера с интересным рельсовым автомобилем. Щебень высыпали на пути. Его сгребают в сторону, получая странного назначения трамплины: мотоциклист вполне может, разогнавшись, перепрыгнуть через пути.
Чуть дальше налево в лес уходит укреплённая грунтовка. Без сомнения, она соединяется с дорогой на Красный Сокол. Вероятно, так удобнее, чем ехать до подстанции, а затем обратно по грейдеру.
Тут когда-то взрывали:
Нашли немаленький карьер к западу от дороги. Точно такой же был и к востоку, через ж/д, между ними насыпан переезд.
Единственный в этом отчёте мост не через Вуоксу и не через дороги.
Капитальный мост для сервисной дороги решили не строить, вместо него наладили переправу по-военному. Она изрядно износилась, вся в дырках. Когда кто-нибудь провалится, уже готовы части на замену.
А вот и конец непрерывного участка! Пятьдесят километров двухпутной, готовой к электрификации дороги. Осталось где-то 4 километра со стороны Лосева и 2,5 — от ветки Каменногорск — Хийтола.
Мост здесь положили прямо на скалы. Строительной техники нет, но когда понадобится, дорогу перекинуть будет несложно.
Пока же впереди та же скала, да и экскаватор выглядит знакомым.
На этот раз мы без стеснения срезали угол по сервисной дороге. С холма увидели продолжение насыпи. По гравию ехал трактор с гусеницами на штангах, непонятно, для чего: много так не наровняешь. «Шуруп» с форума позже пояснил, что это путеукладчик, только что отвёзший первое звено рельсошпальной решётки.
Путепровод стоит, на нём ничего нет, кроме стройматериалов.
На запад всё так же уходит ничего.
Вместо размытой полевой грунтовки на запад уходит полноценная сервисная дорога, по ней снуют грузовики. Поехали туда и мы, чтобы через пару километров остановиться у однопутной неэлектрифицированной железнодорожной ветки. Не сразу я догадался, что это оно.
Пути на этом переезде теперь электрифицированы, оба. Как видно, поезда проходят по обе стороны от платформы. Видимо, до Каменногорска теперь используют оба пути.
Однако местные пассажирские поезда ещё ведут тепловозы, а перед переездом поезд зачем-то переехал на восточный путь.
Причину увидели здесь: электрификация пока неполна. И более того, поезда пока идут по старому пути. Новый уже выровнен, но запылился слегка.
Задел для второго нового пути есть, но уложены рельсы далеко не везде.
У дороги сложены четыре агрегата на бетонных плитах, назначение непонятно (jangolen подсказывает, что это подъёмники-блокираторы для переезда).
Фотография на восток от моста через пути. Оба пути электрифицированы, угадайте, какой из них используется.
На снимке Bing от октября 2013 года видно, что в полукилометре отсюда построена перемычка со старого пути на один из новых. Остатки старой ветки разобраны, осталась гравийная подушка. Схема путей на картах справа обновлена по октябрьским снимкам.
Вид на станцию Таммисуо с путепровода «Скандинавии». Обратите внимание на гравийную подушку слева за опорами. Справа виден подъездной путь к карьеру «Эркиля».
Плюс сорок километров за год — очень круто. Где в прошлом году я радовался рельсам и изучал путевое развитие, сейчас клял уложенные пути за тупики и неочевидные объезды. Темпы строительства заметно возросли. Несложно поверить обещаниями пустить первый поезд в этом году, но есть два обстоятельства, которые могут этому помешать.
Первое — домовладельцы в Лосево. Один участок блокирует насыпь прямо за мостом через Вуоксу, другой не даёт достроить съезд с путепровода Приозерского шоссе, чтобы переключить на него движение и соединить участки путей. Если решения по этим домам не будет, они могут продержать строительство до следующего лета, если не дольше.
Со стороны Каменногорска, возможно, понадобится путепровод для железнодорожной развязки. Но даже без него на участке от примыкания до Каменногорска конь не валялся: например, нет опор электрификации. Ну и в целом электрификация и одвухпучивание существующего участка идут куда медленнее строительства нового.
Так что на вопрос, который я задавал себе перед и во время поездки, — перенести ли последнюю поездку на эту стройку на осень, — ответ очевиден. До конца года не успеют, но практически нет сомнений, что в следующем году я сфотографирую на линии электровоз.
Спасибо, что прочитали. Это был Илья Зверев, специально для форума «Проектов Петербурга».