Откуда карта в Крымске?

 

Два месяца назад, в ночь на седьмое июля, на юго-западе Краснодарского края прошли ливневые дожди. Пока вода текла с гор и скапливалась в разных не предназначенных для этого углах, её уровень на подступах к Крымску поднялся до семи метров. Многие успели спастись.

 

К вечеру субботы город был полон не только МЧС, но и волонтёрами, ещё не забывшими состояние нашего МЧС после пожаров. Среди них были джиперы из Краснодара. Один из них, Владимир Котельников, заметил, что а) у волонтёров были списки адресов, где нужна помощь; б) ни у кого не было карты с адресами, или, хотя бы, со всеми улицами. Владимир знал, как это исправить, ведь он – участник сообщества OpenStreetMap.

 

Как объяснить, что это? OpenStreetMap – это карты. Плюс люди, которые делают эти карты. Вы, наверное, слышали про НЯК. Там школьники за бесплатно обрисовывают снимки для Яндекса, который затем продаёт получившиеся карты. НЯК принадлежит яндексу. GMM принадлежит гуглю. Викимапия принадлежит своим авторам, плюс гуглю, хотя те об этом не задумываются. OpenStreetMap не принадлежит никому. Это набор данных, для использования которого достаточно написать, что вы взяли карту из OpenStreetMap.

 

Правда, такая свобода в использовании означает жёсткие ограничения для участников. Для рисования карты мы можем использовать только свои треки (у нас есть общая база, и иногда нам помогают с треками сторонние сайты), снимки от тех, кто явно разрешил использование своих снимков (в России это Bing, т. е., Microsoft и СканЭкс) и государственные документы: генеральные планы, схемы территориального планирования, адресные планы. При этом последние, судя по тенденциям в законотворчестве, скоро запретят.

 

Наконец, важная деталь: Яндекс.Карты – это то, что видно на сайте. То же касается гугля. НЯК и Викимапия – это, по сути, графические редакторы: нарисовал – увидел. То, что нарисовано на openstreetmap.org – это не OpenStreetMap. Наша карта – это большая база данных (22 гигабайта в сжатом xml), а обработать её можно по-всякому. Картинки для веба – в любом стиле. Выгрузки для GPS-навигаторов. Схемы маршрутов. Всякая статистика. Как угодно: исходные данные доступны.

 

Возвращаемся к Крымску. Восьмого июля в 15:00 Котельников написал на нашем форуме, что нужна карта. Мы посмотрели на жалкую схему дорог, что у нас была, обнаружили, что для города есть, пусть немного устаревшие, снимки Bing, распределили между собой участки города и принялись за рисование. К утру следующего дня несколько человек настроили ежечасное создание картинок для печати. Названия улиц мы брали из генплана, адреса – из кадастровой карты Росреестра. Хотя попутно нашли адресный план. Вечером воскресенья большая часть карты была готова, Котельников распечатал несколько атласов, чтобы в понедельник передать волонтёрам.

 

Помните, я говорил, что не каждый снимок можно использовать? Десятого июля нашёлся анонимный спонсор, купивший специально для нас снимок от воскресенья, и на следующий день мы обновили карту по нему. Собственно, 11 июля, через три дня после начала работы, карту Крымска можно было считать готовой, и мы переключились на другие задачи: настройку стиля атласа для удобства волонтёров, отметку пунктов экстренной помощи и обрисовку станицы Нижнебаканской, которая пострадала от наводнения не меньше.

 

Если у кого-то на секунду возникла мысль, что мы делали это ради пиара, то несложно найти результаты нашей работы в СМИ. Это единственная статья Интерфакса, которую написал участник нашего сообщества. Ну, и этот доклад, спустя два месяца. Суть же в том, что в понедельник в интернете была свободно доступная близкая к идеальной (10 из 14 тысяч адресов) карта затопленных территорий, с ежедневными выгрузками в навигаторы, печатными атласами и прочими данными. И о ней знали только несколько сотен человек.

 

Разумеется, наше сообщество состоит не только из людей, одиноко клацающих мышкой по снимкам в тёмных комнатах. От волонтёров 11 июля пришла очередная задача: в их штабе собирались заявки на адресную помощь, которые были бы в сто раз полезней, если бы отображались на карте. Мы читали эти заявки... От них волосы дыбом встают, картину произошедшего они давали жуткую. Пенсионеры, дети, дома разрушены полностью, спят в машине, нужна детская одежда, нужна еда, нужно ВСЁ. Чтобы волонтёры могли оперативно помогать, один из участников устал ждать программистов и начал вручную следить за списком и расставлять маркеры на нашем сайте. Их можно было загрузить в гармин и навител, и этого было достаточно.

 

13 июля мы, наконец, узнали, какими картами пользуется МЧС. Очень печально, если задуматься. В их распоряжении все государственные конторы, армия топографов, росреестр. Они могли просто взять у администрации Крымска адресный план. Но вместо этого пользуются старинной картой с половиной отмеченных улиц и без адресов. 16 июля один из волонтёров смог пробиться к МЧС-никам и отдать им один из атласов. Те удивились.

 

К этому моменту мы заканчивали прорисовывать соседние затопленные хуторы: Армянский, Новоукраинский, Шептальский. Участники OpenStreetMap, живущие в тысячах километров от места трагедии, сделали свою часть работы, и остальное было за волонтёрами.

 

Лента недавно написала про волонтёрское движение в Крымске месяц спустя. Там прошло столпотворение начала июля, съехали все неопытные люди и те, кто хотел лишь попиариться, и волонтёрское движение стало более упорядоченным, близким к военному. МЧС это заметили и уже не так сильно ругают волонтёров за раздолбайство, даже привлекают их к своим операциям. Проблемы жителей перешли в административную плоскость: большинство заботит уже не выживание, а размеры компенсаций и выделенных квартир. Благодаря вниманию СМИ и помощи МЧС и волонтёров, у жителей всё будет хорошо.

 

У нас осталось немного времени, и раз конференция посвящена улучшению окружающего пространства, покажу ещё несколько примеров, как наша карта помогает в жизни. И не только как справочник в жёлтых страницах.

 

Я недавно переехал в новостройки на окраине Петербурга. Настолько новостройки, что их сложно найти на современных картах (но не на OpenStreetMap, конечно). Жители заселяются туда, и в шоке: где аптеки, где продукты покупать, как отсюда выезжать? Поэтому такой трёхступенчатый план. Работа над ним только началась, поэтому адреса и картинки сделаны в фотошопе.

 

Во-первых, обойти всё самому. Каждый дом. Записать, где находится какой магазин, парикмахерские и прочее. Сфотографировать. Не забыть про номера подъездов и квартир. Отрисовать всё это в OpenStreetMap, дать там же ссылки на фотографии. Затем настроить выгрузки для обработки в удобном формате. Так можно будет переложить обновление данных на любого желающего.

 

Сделать простой сайт: карта, выделенные точки всех этих заведений, при наведении мышкой – название, время работы, дополнительная информация, фотография. Возможно, комментарии пользователей. Плюс важная информация, вроде телефонов управляющей компании и экстренной помощи. И маршруты общественного транспорта и маршрутных такси. У нас есть карта, которая часть общей карты города, поэтому достаточно нарисовать пару линий. И вот – универсальный портал жителей квартала.

 

Есть ещё и третий шаг: сделать листовку. Половина – под карту, другая – под легенду и описание точек. Конечно, со ссылкой на сайт. Затем самое сложное – проникнуть в каждый подъезд и пропихнуть листовку в информационный щит. Пока что план такой: поговорить с управляющим, если не прокатит, то заходить в подъезды в час пик вместе с жильцами. Судя по потоку людей в нашем подъезде, это будет не очень сложно.

 

Это не строительство скамеек и не надоедание муниципальным службам с целью заделывания ям. Но по-моему, это существенно облегчит жизнь мои соседям: ведь они будут знать, что случись что, аптека за углом, а до поликлиники можно доехать не только на метро, но и на любой из трёх маршруток.